Загрузить изображение
Как перевозчики относятся к онлайн-инкассации и АДМ: мнение компании Fincher

Как перевозчики относятся к онлайн-инкассации и АДМ: мнение компании Fincher

Как перевозчики относятся к онлайн-инкассации и АДМ: мнение компании Fincher

В последние годы технология онлайн-инкассации с использованием АДМ получила широкое распространение среди крупных ритейлеров. Часть инкассаторских компаний ожидают сокращения рынка денежных перевозок за счет постепенного уменьшения числа  заездов на торговую точку. Другие считают, что инкассаторский бизнес получит новый вектор развития, направленный на оптимизацию маршрутов и внедрение новых услуг для клиента с использованием АДМ. Как перевозчики относятся к широкому распространению электронной инкассации? Какие проблемы существуют на пути внедрения этой услуги и с помощью каких инструментов их можно решить? Для чего всем участникам рынка нужна единая федеральная  платформа НДО? Об этом рассказывает Михаил Киреев, председатель правления Fincher.

– Как вы видите сценарий развития инкассаторского рынка с учетом активного внедрения АДМ и онлайн-инкассации?

– Если компании розничной торговли будут широко использовать АДМ, количество заездов инкассаторов на каждую торговую точку сократится. В частых  заездах попросту нет необходимости – магазину потребуется инкассация, когда депозитная машина наполнится деньгами.

Однако для бизнеса перевозчиков такой поворот событий может стать плюсом. Точка зрения инкассаторской компании на АДМ зависит от того, чем она измеряет собственный коммерческий успех. Если показатель коммерческой эффективности – выручка, объем денег, которые перевозчик получает от клиента за месяц обслуживания, сокращение количества операций больно ударит по нему. Если же компания ориентируется на прибыль,  картина будет иной. Да, количество заездов на точки может сократиться, например, в два раза. Но при использовании клиентами АДМ в два раза сократятся и затраты на основную составляющую цены инкассаторских услуг – непосредственно визит бригады на точку. Сокращение числа заездов позволит инкассатору планировать загрузку маршрутов заранее, делать ее более удобной для клиента.

– Но могут появиться новые статьи расходов.

– Да, например, стоимость «отвлеченных денег», которые  ждут инкассации в АДМ. Эти деньги с помощью онлайн-инкассации уже зачислены на расчетный счет клиента, но в в кассу инкассаторской копании еще не попали. Создается ситуация квазикредитования, когда банк предоставляет ритейлеру в пользования свои деньги, включив стоимость этих денег в тариф для клиента. Если участникам рынка удастся договориться с Банком России, чтобы деньги, лежащие в АДМ, считались уже размещенными на коррсчете банка, это станет существенным фактором удешевления тарифов на услуги электронной инкассации.

– Инкассаторы тоже несут расходы, связанные с квазикредитованием, или это прерогатива банков?

– Инкассаторская компания, имеющая лицензию Банка России, и у которой есть необходимая инфраструктура, является НКО – небанковской кредитной организацией.  Это означает, что компания работает по регламентам Центробанка, имеет обязательства и возможности, идентичные банковским. У нее есть свой счет в Банке России, на который попадают деньги клиентов после пересчета. Такой перевозчик может участвовать в полном обороте наличных денег ритейлера, начиная от момента их сдачи и заканчивая перечислением на расчетный счет клиента.

– Такие услуги инкассаторов по пересчету и зачислению денег  пользуются спросом среди ритейлеров?

– У банка больше объем свободной ликвидности, чем у перевозчика, и она дешевле: в отличие от инкассаторской компании, банку приносят деньги не только акционеры, но и вклады, и кредитные продукты. Например, если у перевозчика фондирование происходит под ставку, которую ему назначили акционеры, то у банков оно ближе к ключевой ставке.

Однако у клиента должна быть возможность выбрать удобный ему набор услуг инкассаторской компании. Комфортных и финансово выгодных возможностей взаимодействия на рынке много. Например, АДМ покупает клиент, инкассаторская компания только перевозит деньги, банк их считает и зачисляет клиенту. Другая конфигурация, когда АДМ покупает инкассаторская компания, она же считает и зачисляет деньги клиента. Или АДМ принадлежит банку, банк зачисляет деньги, инкассатор их возит и считает.

– Какие сложности могут возникнуть у участников рынка при переходе клиента на онлайн-инкассацию с использованием АДМ?

– Самым сложным остается вопрос покупки депозитных машин. Например, если я куплю для торговых точек клиента 100 АДМ стоимостью 200 тысяч рублей каждая, в итоге я потрачу 20 млн рублей. Чтобы окупить эти расходы, мне понадобится, как минимум, 18 месяцев при действующих тарифах на инкассацию. Конечно, клиент чаще всего пользуется услугами одного перевозчика больше 18 месяцев. Но конкурент может сделать клиенту более выгодное предложение, и тогда я не окуплю устройства, да еще должен буду решить их дальнейшую судьбу – обеспечить достойное хранение или найти новое применение. Оба варианта – это серьезные расходы времени и денег.

Для решения этой проблемы рынку сейчас нужен  ИТ-инструмент, обеспечивающий взаимодействие участников и снимающий риски владения АДМ. Такая платформа НДО станет своего рода «плечом» для участников рынка. Конечно, она не запретит конкуренту предлагать более выгодные условия, которые для меня будут ниже маржинальности, но я смогу передать ему устройства по рыночной стоимости.

– Какие функции должна включать в себя платформа НДО, чтобы обеспечить комфортную работу инкассаторов?

Первая и главная задача платформы – дистрибуция и управление АДМ. Должен быть прозрачный рынок вторичного оборота машин, где стоимость подержанных АДМ рассчитывается по понятной рынку формуле. Вторая задача – оптимизация расходов ритейлера. Для этого, в том числе, должен быть решен вопрос с иммобилизацией денежных средств, о котором я говорил ранее. В этом случае торговые точки в отдаленных населенных пунктах можно будет инкассировать, к примеру, раз в месяц. Это сделает услугу электронной инкассации доступной не только для крупных розничных сетей, но и для компаний МСП. 

– Какое будущее ждет рынок инкассации в новых реалиях?

Инкассация – это сложносоставной сервис, места для маневра здесь не так много. Суть услуги в ее классическом виде – взять деньги клиента, перевезти их, пересчитать и зачислить на его расчетный счет.

АДМ – это звено, которое кастомизирует сбор денег. Но здесь по-прежнему остается два центра компетенции – перевозка и пересчет, управление ликвидностью. На мой взгляд, ситуация идет к тому, что банки откажутся собственных подразделений по перевозке денег. Например, у нас много примеров, когда даже крупные банки передают нам целые территории обслуживания под прямой договор с клиентом на пересчет и перевозку наличной выручки. Причина проста – специализированные инкассаторские компании оказывают услугу гораздо дешевле, в том числе, за счет более широкой маршрутной сети.

Часто складывается ситуация, когда руководство крупного банка не готово идти не непопулярные шаги по массовому сокращению сотрудников собственной службы инкассации, продолжая содержать штат сотрудников даже после снижения объемов операций. У нас было несколько успешных региональных проектов, когда мы вместе с приемом клиентов  банка на обслуживание, принимали на работу и сотрудников-инкассаторов этого банка.

Онлайн-инкассация с использованием АДМ – инструментарий высокого класса, это технологический прогресс, за которым будущее. И, на мой взгляд, вопреки некоторым прогнозам, в этом будущем есть и будет место для инкассаторских компаний.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии отсутствуют

Комментарии закрыты.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: