ТД Электротехмонтаж — крупнейший российский поставщик электротехники, слаботочных систем, инженерных систем и крепежа. Компания адаптируется к новым условиям ведения бизнеса, ищет новых поставщиков и налаживает логистические цепочки. Недавно она приняла новый стандарт открытия торговых точек, включающий в себя установку автоматизированных депозитных машин (АДМ), рассказал Александр Лебедев, финансовый директор ООО «ТД Электротехмонтаж».
— Как отразилась на работе вашей компании ситуация, возникшая в феврале 2022 года: нарушение логистических цепочек, волатильность курса рубля и другие факторы?
Александр Лебедев: Текущая ситуация отличается от тех, с которыми мы имели дело ранее. До этого мы сталкивались в основном с экономическими сложностями: падением рубля, ростом цен. Сегодня основная проблема заключается в том, что часть поставщиков, прежде всего европейских, приостановили свою деятельность в России. Кто-то полностью прекратил работу, кто-то еще продолжает отгружать продукцию со складов, но они уже не пополняются, кто-то отправил сотрудников в отпуск, кто-то поднял цены, а кто-то ищет альтернативные варианты поставок.
Нам тоже пришлось принимать защитные меры: повысить цены на часть товаров и ограничить объемы заказов для отдельных контрагентов, чтобы сохранить складские запасы.
Сейчас мы сосредоточились на нескольких направлениях. Во-первых, согласовываем с проектными институтами и заказчиками замену продукции тех вендоров, которые покинули российский рынок. Хочу отметить, что у нас более 400 поставщиков, и уникальной продукции нет: все товарные линейки взаимозаменяемы в рамках как одного, так и разных ценовых сегментов. Конечно, есть нюансы технического характера, но при помощи грамотных проектировщиков их можно решить. Тем более, что клиенты понимают необходимость такой замены.
Во-вторых, мы меняем складскую матрицу и переключаемся на поставщиков, способных предоставить необходимые товары.
— Какими были для компании март и апрель этого года?
Александр Лебедев: Март существенно превзошел ожидания. Заказчики стремились закупиться по старым ценам, а у нас были солидные сбалансированные складские запасы. Это нам и помогло.
Самое интересное, что несмотря на ажиотажный спрос в марте, в апреле мы тоже выполнили план продаж.
— После того, как Центробанк поднял ставку, резко подорожали кредиты. Как эта ситуация отразилась на вашем бизнесе?
Александр Лебедев: Стоимость кредитов увеличилась за год в четыре раза и это, конечно, плохо. Но процессы в нашей компании выстроены, и в них участвуют кредитные деньги, а значит, мгновенно отказаться от них невозможно. В силу того, что в марте была непонятная ситуация с отгрузкой от поставщиков, а продажи шли очень активно, нам удалось погасить большинство кредитов.
Сейчас банки постепенно снижают ставку. Кроме того, мы включены в список системообразующих предприятий, а значит кредиты для нас должны быть дешевле. Пока мы их не получили, но надеюсь, так оно и будет.
Опять же, у нашей компании небольшая кредитная нагрузка. Конечно, длительное время с такими высокими ставками по кредитам работать невозможно, но пока нам хватает собственных оборотных средств.
— Как, по вашему мнению, будет развиваться ваша отрасль в ближайший год? В перспективе пяти лет?
Александр Лебедев: У нас был пятилетний план развития, но сейчас его придется пересматривать. Хотя пока мы выполняем все, что запланировали.
Понятно, что будет меняться пул поставщиков. Увеличится количество китайской продукции. Многие европейские бренды и раньше производили продукцию в Китае, но не афишировали это и продвигали свой бренд. Сейчас они будут развивать продуктовые линейки под “своими” китайскими брендами.
Появится больше российских поставщиков. Их и раньше было немало, а сейчас им будет проще конкурировать. Раньше мы старались работать только с крупными производителями, а теперь обратим внимание и на небольшие отечественные компании. Наверное, это приведет к тому, что в разных регионах мы будем предлагать немного разный ассортимент.
Доля государственного финансирования в экономике и так была высокая, а сейчас она еще увеличится. Уже упали инвестиции зарубежных компаний, и в ближайшее время они вряд ли появятся. Отечественные инвесторы пока тоже приостановили активность — надо понять, как будут развиваться события.
— В феврале-марте люди массово закрывали вклады в банках. Изменился ли объем наличной выручки в розничном сегменте вашей компании в это время?
Александр Лебедев: Мы не заметили изменений. Доля эквайринга всегда была достаточно высока и осталась на прежнем уровне, а то и увеличилась. Более того, люди стали чаще пользоваться системой быстрых платежей.
— Вы пользуетесь депозитными машинами и услугами онлайн-инкассации?
Александр Лебедев: До самого последнего времени мы не задумывались об использовании автоматических депозитных машин (АДМ). Хотя проблемы при инкассации у нас были. Каждый раз возникает вопрос, сколько денег оставлять в кассе, как часто заказывать инкассацию. Плюс к инкассации надо заранее готовиться: согласовать время, подготовить и опечатать мешки с купюрами. Да и людей надо научить делать все это.
Потом Газпромбанк предложил нам попробовать АДМ Moniron. Первый аппарат мы установили 31 марта 2021 года в одной из самых крупных торговых точек. Начали тестировать. По сути, у нас появился еще один сейф, но ответственность за хранящиеся в нем деньги теперь ложится на банк. Аппарат проверяет все купюры на подлинность. Деньги тут же поступают на расчетный счет, они работают, а не лежат мертвым грузом.
— Насколько сложно было научить сотрудников пользоваться АДМ?
Александр Лебедев: Обучение по использованию АДМ необходимо минимальное — вставить карточку, ввести код и положить деньги.
— У вас достаточно много аппаратов. Как часто приходится их ремонтировать?
Александр Лебедев: Аппараты исправно работают — за все время я не получил ни одной жалобы. Мы выбирали АДМ именно исходя из соображений массовости использования — не хотелось экспериментировать. АДМ Moniron установлены в десятках тысяч торговых точек, а значит, технология отлажена.
— Сколько аппаратов вы сейчас используете? Каковы дальнейшие планы?
Александр Лебедев: На сегодняшний день практически во всех наших торговых точках — а их более 130 — используются АДМ. Мы уверены, что это правильный путь, и даже приняли стандарт открытия торговых точек, в состав которого входит установка АДМ.
Я знаю, что существует возможность интеграции АДМ с внутренними системами компании. Сейчас мы обдумываем, какую еще информацию нам хотелось бы из них извлекать. Но пока нас вполне устраивает то, что есть: инкассация стала удобной, а бухгалтерия видит движение денег практически в режиме онлайн, и деньги “работают”.
Источник: Profindustry