Повышение эффективности оборотного капитала – постоянная задача финансовых служб торгово-производственных компаний независимо от внешней конъюнктуры. Какова бы ни была природа кризиса, естественное перепроизводство или мотивированный спад потребительской активности, результат для компаний один – разбалансированность кредиторской и дебиторской задолженностей. Факторинг — один из способов восстановления финансового равновесия. Насколько он эффективен в текущих условиях и способен ли помочь в перенастройке и восстановлению производственных и логистических цепочек рассказывает Игорь Внуков, директор по работе с клиентами ВТБ Факторинг (ГК).
На вопрос о пользе факторинга для снижения последствий высокой волатильности и неопределенности рынка отвечу утвердительно. Вариативность инструментов финансирования важна для бизнеса в любые времена. Вопрос в стоимости и приоритетах.
До начала февральских событий корпоративные финансисты главным образом были озабочены эффективностью рабочего капитала, показателями долговой нагрузки и другими метриками, характеризующими финансовое состояние компании. Поэтому значимой ценностью факторинга считался некредитный характер финансирования, возможность быстро «превратить» дебиторскую задолженность в выручку и оптимизировать взаимоотношения с поставщиками за счет удлинения отсрочек платежей. Этим в том числе объясняется стабильно высокая доля портфеля безрегресного факторинга — более 80% в целом по рынку и около 90% в портфеле ВТБ Факторинг по итогам 2021г.
Сегодня приоритеты меняются. С учетом ожидаемого послабления требований к финансовым метрикам компаний, на первый план выходит достаточность, срочность и стоимость финансового инструмента, а не его влияние на балансовые показатели и долговую нагрузку. В условиях высоких процентных ставок внешнее финансирование, включая факторинг, могут позволить себе компании с высокой чувствительностью к пополнению оборотного капитала, те, кто может переложить возросшую стоимость финансирования в маржу или далее по цепочке к конечному потребителю, и кто особенно заинтересован в поддержке своих поставщиков и покупателей.
Факторинг сохраняет актуальность, в том числе за счет высокой скорости получения финансирования, диверсификации продуктовых решений и их возможностей для удовлетворения широкого спектра текущих и новых задач бизнеса. На фоне пандемии 2020-2021 гг. рынок факторинга прирастал по 40% год к году за счет программ финансирования кредиторской задолженности крупных заказчиков, потому что помогал поддерживать ритмичность платежей поставщикам и сохранять производственные цепочки.
Стабильная работа производственных цепочек – вопрос сохранения бизнеса. Активная трансформация цепочек поставок, вызванная санкциями и ограничениями, может стимулировать рост потребности в трансграничных платежах в рамках ЕАЭС.
Самое простое решение этой задачи — распространение уже имеющегося опыта программ финансирования поставщиков SCF и внутреннего агентского факторинга на прямой импортный факторинг и расчеты с поставщиками из сопредельных государств ЕАЭС, в том числе для авансирования заказов и предоплаты поставок. У нас в работе уже сейчас есть несколько пилотных кейсов, по их результатам будем масштабироваться.
Другой, более сложный вариант – заключение прямых факторинговых договоров с поставщиками-нерезидентами российских заказчиков. Здесь факторам предстоит решить ряд проблем. Одна из них – возможность дистанционного подписания документов – преодолевается через взаимное признание удостоверяющих центров и ЭЦП. Решение другой – оценка кредитных рисков нерезидентов — зависит от потенциала новых рынков, которые пока только формируется и сложно поддаются оценке.
В любом случае успех и распространённость практик применения международного факторинга в ЕАЭС в компаниях будет зависеть от качества цифровизации процесса финансирования и совершенства законодательства по признанию ЭЦП. Именно поэтому мы активно предлагаем нашим клиентам и дебиторам присоединиться и использовать электронные платформы, которые позволяют оперативно финансировать поставки внутри страны и имеют большой потенциал для организации трансграничных рублевых платежей в рамках ЕАЭС.
Таким образом, высокая волатильность рынка и экономическая неопределенность вынуждают компании менять подходы и сокращают горизонт финансового планирования для бизнеса. Применение факторинга поможет справиться и преодолеть негативные явления благодаря оперативности и точности финансирования, снижению операционных издержек при проведении платежей в адрес множества поставщиков и покупателей в условиях трансформации производственных и закупочных цепочек.
ВТБ Факторинг рекомендует
Чаще всего компании используют факторинг в «одно плечо» для управления дебиторской или кредиторской задолженностью по-отдельности. Но в текущих условиях гораздо выгоднее привлекать факторинг для расчетов с поставщиками и покупателями одновременно.
Для работы с дебиторской задолженностью можно использовать классический регрессный или безрегрессный факторинг. Последний более востребован, поскольку дает возможность продавцу защититься от риска неплатежа дебиторов. С другой стороны, для управления кредиторской задолженностью и отсрочкой платежа, можно привлекать реверсивный или закупочный факторинг. А использование комплексных программ финансирования поставщиков (Supply Chain Finance — SCF) позволяет разделять расходы на финансирование дополнительной отсрочки между сторонами сделки.
Таким образом, отдельно взятая компания сейчас может получать синергетический эффект от одновременного использования факторинга на стороне дебиторской и кредиторской задолженности, который возникает благодаря оптимальному сочетанию новых периодов реализации готовой продукции и требуемых периодов расчетов за сырье, материалы и комплектующие. В результате новый операционный цикл компании синхронзируется с денежными потоками, а финансовый цикл сокращается.
Бизнес-кейс о практике использования факторинга «в два плеча» смотрите здесь (https://4kj.ru/smd4) и в журнале «Финансовый директор» №11, ноябрь 2020