Уровень развития рынка факторинга в стране принято оценивать по его вкладу в ВВП, по суммам уступленных денежных требований и выплаченного финансирования, количеству факторов, клиентов и дебиторов и т.д. Но далеко не всегда эти цифры показательны для сравнения страновых рынков между собой, слишком велики различия в структуре их экономик. Готов ли отечественный рынок участвовать в создании глобальных трендов? Сейчас разберемся.
Мировой факторинг в «дороссийский» период
В следующем году официальному глобальному рынку факторинга исполнится 60 лет, если вести отсчет с даты образования первой международной отраслевой организации IFG (International Factoring Group), предшественницы ныне действующего глобального объединения FCI (Factor Chain International), и публикации первых обзоров о состоянии отрасли. Новейшая история рынка началась с 1996 года, когда FCI опубликовал свой первый доклад о состоянии отрасли в глобальном масштабе. Тогда, 25 лет назад, в мире насчитывалось всего 653 факторинговые компании. Для сравнения сегодня их уже около 2000, не считая банков, для которых это второстепенный элемент продуктового предложения.
В десятилетие с 1996 года развитие факторинга во многих странах мира сдерживалось несовершенством законодательства. Переломный момент наступил с принятием новых банковских стандартов Базель II (2004 год), которые ужесточили требования к капиталам банков. В результате инструменты традиционного краткосрочного банковского финансирования дополнились факторингом и рынок по итогам в 2005 г вырос на 18,2%.
Но процесс глобального распространения факторинга в мире не был равномерным. Самыми быстрорастущими рынками в этот период были азиатские страны. В США и Канаде он отчаянно боролся с серьезной альтернативой в лице развитого кредитного страхования, история которого насчитывала уже более 300 лет.
В России первые масштабные факторинговые сделки были реализованы в 1999 году, а в 2007 году была образована Ассоциация факторинговых компаний. В первое десятилетие своего существования отечественный рынок предлагал небольшим компаниям преимущественно регрессный факторинг и вплоть до 2015 года был в роли догоняющего.
Российский рынок встраивается в глобальные тренды
В период с 2009 по 2015 год глобальный рынок факторинга удвоился и достиг 2,4 трлн евро по обороту уступленных денежных требований. Рекордсменом по темпам роста среди европейских стран была Португалия, до 30% год к году. Среди основных причин роста — популярность реверсивного факторинга и цифровизация факторингового процесса. На рынок вышли новые игроки – финтехкомпании, которые составили конкуренцию традиционным факторам и банкам.
Глобальный тренд 2016 года — использование факторинга для финансовой поддержки поставщиков компаний сегмента МСП при работе с крупными заказчиками. В этом же году ВТБ Факторинг выпускает на рынок революционный продукт – программу финансирования поставщиков (Supply Chain Finance — SCF), ключевым элементом который был агентский факторинг и все разновидности реверсивного. Этому продукту суждено было стать значимым драйвером роста российского рынка вплоть до настоящего времени. В первые два года после запуска его доля в портфеле ВТБ Факторинг увеличилась до 30%. И именно он сыграл ключевую роль во время пандемии 2020 года, когда вопрос сохранения цепочек поставок и финансовой поддержки поставщиков был особенно актуальным для крупных заказчиков.
Российский факторинг в новой реальности
В 2020 году глобальный рынок факторинга упал во второй раз за свою новейшую историю. Впервые это произошло после финансового кризиса 2008 г. (на 3%). В 2020 году причиной стала пандемия короновирусной инфекции (падение на 6,5% до 2,7 трлн евро). На американских континентах объемы факторингового финансирования снизились драматически: на 43% в Бразилии, на 26% в США, на 17% в Канаде, на 14% в Мексике. В азиатских странах наибольшее падение рынка произошло в Индонезии и Сингапуре. Китай, напротив, быстро справился с последствиями и даже показал семипроцентный рост по итогам года. В России в национальной валюте объем выплаченного финансирования вырос примерно на четверть, а портфель на 37% (!).
Одновременно, 2020 год был годом активизации онлайн-платформ. Использование цифровых платформ — неотъемлемая часть любого современного бизнеса, который хочет быть конкурентным и востребованным. В факторинге их ключевое преимущество состоит в автоматизации рутинных и трудоемких процедур (проверка и онбординг новых клиентов, верификация поставок, текущий документооборот), которые были серьезным препятствием для доступа к факторингу небольших компаний с мелкими чеками. И в отличие от зарубежных рынков в России финтехкомпании, как правило, не конкуренты, а технологические партнеры крупных банков и факторов. Поэтому основными участниками в России являются финансовые группы с наибольшей долей рынка.
Во всем мире пандемия оказала существенное влияние на бизнес-модели компаний и подходы к управлению оборотным капиталом. Если до 2020 года у многих не было необходимости держать постоянный сток запасов, то опыт прошлого года показал, насколько критичным для бизнеса может быть нарушение цепочек поставок. Ответные меры – сокращение цепочек поставок, диверсификация поставщиков, «заморозка» части оборотного капитала в запасах. Для факторов – это возможность расширить свой продуктовый портфель финансированием материальных активов (ABL- asset-based-lending). В России в 2020 году этот продукт на новый уровень вывел ВТБ Факторинг, предлагая использовать ABL не только в продажах, но и в закупках для финансирования запасов и склада готовой продукции
Еще один актуальный глобальный тренд — использование факторинга для реализации проектов в области устойчивого развития (ESG-факторинг). В российских реалиях чаще всего речь идет о долгосрочном факторинге энергосервисных контрактов, программах технологической модернизации основных средств, финансировании договоров фондов капитального ремонта. Здесь, как и в других актуальных направлениях, процесс возглавляют лидеры рынка. Так, например, ВТБ Факторинг публично заявлял о готовности профинансировать более 10 млрд рублей новых долгосрочных контрактов до конца 2021 г. и далее удваивать эти суммы в рамках новых прорабатываемых сделок.
Специфика российского рынка как глобальное конкурентное преимущество
Специфика российского рынка факторинга состоит в значимом влиянии крупных игроков, как со стороны провайдеров, так и со стороны пользователей этой финансовой услуги. Но наш исторический опыт показывает, что именно эта особенность позволила нам за короткие сроки догнать развитые страны по качеству и ассортименту продуктов, услуг и технологий, продолжить рост даже в условиях нетипичного шока, вызванного пандемией.
На протяжении последних десяти лет крупные факторы и крупный бизнес были дайверами внедрения новых продуктов и цифровых практик. Сегодня на российском рынке есть, пожалуй, все известные миру инструменты факторинга и коммерческого финансирования, включая такие модные новинки как SCF, ABL, инвойс-дискаунтинг, долгосрочный факторинг проектов в области ESG. Мы активно используем плоды цифровизации и развиваем онлайн-факторинг на мультифакторных платформах.
Перспективы факторинга в России
Нужно признать, что в России уровень проникновения факторинга по объему выплаченного финансирования (4% в ВВП) пока далек от таких стран как Великобритания, Испания и Португалия (12%–15% в ВВП). Однако, наш рынок созрел для того, чтобы распространять накопленный опыт и адаптировать решения на сегмент компаний МСП, что в перспективе позитивно отразится на уровне проникновения факторинговых услуг. Пятидесятипроцентный рост клиентской базы факторов за счет копаний МСП в течение последних двух лет — наглядное этому подтверждение. И, конечно, новые запросы крупного бизнеса продолжат влиять на продуктовую конфигурацию и наполнение российского рынка факторинга, способствуя его участию в формировании новых глобальных трендов. И как показывает история, ВТБ Факторинг будет играть в этом процессе существенную роль.
Екатерина Кравцова, начальник службы маркетинга ВТБ Факторинг