В США объявлен новый глава ФРС, который пока будет склонен сохранить преемственность политики, но в будущем может столкнуться с увеличением инфляционных рисков и ростом давления на ставки. Именно США, а не другие страны, в ближайшие годы станут источником неопределенности для финансовых рынков. На этом фоне Китай планирует решить свои внутренние проблемы за счет внешней экспансии, будь то строительство нового шелкового пути или расширение роли юаня в международных расчетах. Показательно, что развивающиеся рынки под давлением несмотря на высокие цены на нефть – рубль в ноябре был лидером ослабления среди других валют, что, по всей видимости, отражает усиливающиеся опасения новых санкций.
Трамп назначил нового главу ФРС, но в комитете пустуют еще 3 места: В назначенный срок президент США Д.Трамп объявил о назначении на пост председателя ФРС Джерома Пауэлла. Хотя рынок до последнего сомневался в том, кто будет назначен (в прошлом обзоре мы писали, что вероятность назначения Д.Пауэлла составляла всего 30-35%), мы оценивали его кандидатуру как наиболее подходящую для обеспечения преемственности политики, с одной стороны, и поддержки политики Трампа, с другой стороны. 28 ноября кандидатура Д.Пауэлла должна быть одобрена Сенатом США и нет причин сомневаться в том, что он не будет утвержден. Фактором неопределенности в отношении будущего состава руководства ФРС остаются 3 пустующих места в комитете по денежно-кредитной политике, но скорее всего тема назначений ФРС постепенно отойдет на второй план.
Новый глава ФРС продолжит реализовывать концепцию Д.Йеллен, главный вопрос заключается в готовности провести дерегулирование банковского сектора: Что касается непосредственно действий ФРС, то вряд ли следует ожидать, что Д.Пауэлл готов на какие-либо эксперименты. Во-первых, новый глава ФРС — юрист по образованию, и он входит в состав Совета управляющих ФРС только с 2012 г.; за все время работы в ФРС он, как правило, поддерживал точку зрения действующих председателей. Таким образом, если Д.Йеллен останется в совете директоров ФРС, то при желании она может сохранить за собой роль закулисного руководителя. Во-вторых, хотя ожидания рынка связаны с возможным изменением регулирования банковского сектора, пока трудно сказать, насколько масштабными они будут. С одной стороны, новый глава ФРС считает текущий контроль излишним, например, введенный после кризиса 2008 г. закон Додда-Франка стал, по его мнению, «неоправданным бременем» и банкам можно позволить проводить более широкий набор операций без контроля регулятора. Действительно, по оценкам, именно в результате принятого в 2010 г. закона, кредитование частных заемщиков худшей категории качества сократилось с 29% до 20% портфеля, а кредитование малого бизнеса сократилось примерно на 15% за первые три года действия закона. В итоге темпы роста совокупного кредитного портфеля в экономике остаются низкими, и банки, по оценкам, ежегодно недополучают 8,5% от общих доходов. С другой стороны, Д.Пауэлл планирует сохранить ряд регуляторных требований, например, он выступает за сохранение требований по анализу уровня рисков операций финансовых учреждений, а также за сохранение нормативов диверсификации привлечения, что может нейтрализовать эффект смягчения закона Додда-Франка. Кроме того, в условиях, когда и домохозяйства, и компании США сильно закредитованы, дополнительное стимулирование роста кредитования легко приведет к перегреву экономики и может вынудить ФРС ускорить повышение ставок.
Перспективы повышения ставки ФРС выглядят более агрессивными, что будет сдерживать укрепление евро: Контекст политики ФРС при новом председателе будет также задаваться и налоговой реформой Д.Трампа — по оценкам, из-за налоговой реформы бюджетный дефицит через 10 лет увеличится на $1,4 трлн и превысит $2 трлн (см. Рисунок 1). Стимулирование реального сектора через снижение налога на прибыль до 20% вместо текущей вилки 15-35% будет поддерживать рост фондового рынка и рискует создать дополнительные инфляционные последствия. Иными словами, мы полагаем, что инфляционные риски в США растут, и это увеличивает вероятность более агрессивного повышения процентных ставок в будущем. Наши опасения созвучны ряду недавних публикаций, которые отмечают, что именно США в большей степени чем другие страны в будущем будут источником рисков и неопределенности для мировых финансовых рынков. Хотя на данный момент рынки переключили свое внимание на Европу, где по итогам 3К17 ВВП Германии вырос на 0,8% кв/кв при прогнозе 0,6% кв/кв, и евро сейчас укрепляется, мы по-прежнему считаем, что на долгосрочном горизонте пара евро/доллар может вернуться к уровням 1,10-1,15 евро/$.
Китай обозначил свое желание стать мировым лидером, хотя на юань приходится только 2% мировых расчетов: Важным событием последнего месяца стал XIX съезд коммунистической партии Китая, завершившийся 24 октября. Председатель КНР Си Цзиньпин не только сохранил свой пост на еще один срок, но и значительно усилил собственные позиции, сплотив вокруг себя партию. Из шести мест в руководстве партии, четыре места заняли его ближайшие сторонники. Пост премьера Государственного совета КНР сохранил за собой Ли Кэцян, ожидания, что на пост премьера будет назначен Ван Цишань – один из ближайших соратников председателя КНР — не оправдались, однако, и сохранение поста за г-ном Ли не усложнит Си Цзиньпину контроль за властью. В целом, г-н Си получил практически абсолютную власть в партии, а значит может реализовывать все задуманные реформы. В стране продолжится борьба с коррупцией, что в свою очередь, позволит г-ну Си еще сильнее упрочить власть. Продолжится путь по превращению Китая в «общество среднего достатка», кроме того, целью реформ станет либерализация экономики. Г-н Си заявил, что Китай будет проводить рыночные реформы и стремиться облегчить частным компаниям доступ на рынок страны. Противоречием к данной концепции является только то, что Китай не готов отказаться от значительной роли госкомпаний в экономике, а значит правительство продолжит поддерживать их, что ставит под сомнение готовность Китая решительно бороться с компаниями-зомби (в большинстве своем это неэффективные, убыточные госкомпании, на долю которых приходится около 40-50% корпоративного долга, в целом на госкомпании приходится 70% корпоративного долга). Показательно, что Китай открыто заявил о стремлении стать мировой лидирующей экономикой (ранее Китай отказывался от данной цели), подразумевая желание занять место США. В рамках этой цели проект «Нового шелкового пути» и экономическая интеграция страны в евразийское пространство станут важными составляющими. Кроме того, расширение влияния Китая будет происходить и через финансовые рынки – на данный момент, на юань приходится не более 2% международных операций, в то время как на доллар США около 40% (см. Рисунок 2). В целях расширения использования юаня в международных расчетах, Китай хочет перейти к покупке нефти не в долларах, а в юанях. Добиться он этого планирует, в частности, с помощью расширения взаимоотношений с Саудовской Аравией (например, за счет покупки 5% за $100 млрд национальной нефтяной компании Саудовской Аравии «Saudi Aramco», если будет разрешено), при этом т.к. она является основной страной ОПЕК, договоренность может быть перенесена на все страны-члены ОПЕК. В этом случае, доля юаня в международных операциях может вырасти до 5-7%.
Отток капиталов с развивающихся рынков на фоне рекордно высокой нефти: Пока Китай строит далекоидущие планы по налаживанию связей с Саудовской Аравией, в последней разгорелся коррупционный скандал, растревоживший рынок нефти. В стране по обвинениям в отмывании денежных средств и заключении несуществующих сделок в начале ноября были задержаны 11 членов королевской семьи и около 40 бывших и нынешних министров и бизнесменов, т.е. фактически начался передел власти с консолидацией последней в руках Мухаммада бин Салмана – кронпринца страны. Однако мы считаем, что результатом чистки политической и экономической элиты страны может стать разрушение старых связей и формирование новых, с этой точки зрения, Китай выбрал благоприятное время для своей экспансии. На фоне скандала из-за опасений сокращения предложения нефти на рынке, цены начали стремительно расти; цена Brent достигала 64 $/барр. – максимальный уровень с июня 2015 года, скорректировавшись, однако вниз в последствие. Показательно, что рост цен на нефть не помог странам развивающихся рынков, в отличие от нефтяных развитых стран: по данным на середину ноября, рубль ослаб на 3% с начала месяца, мексиканский песо — на 1%, бразильский реал – на 1%. Валюты прочих развивающихся стран также ослабли: турецкая лира – на 2%, южноафриканский ранд – на 2% (см. Рисунок 3). То, что рубль оказался в лидерах падения и полностью проигнорировал рост цен на нефть, говорит о росте беспокойства рынка по поводу возможных антироссийских санкций, расширение которых возможно в ближайшие месяцы – в начале 2018 г.
Источник — Альфа-Банк (Центр макроэкономического анализа)
#Альфа-Банк #AKK #corptreasury #RACT #АКК